Четверг, 18.04.2024
Тюменский радиолюбительский сайт
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Casper  
Форум » Компьютерная ветка » Блоки питания » ATX-совместимый блок питания компьютера для автомобиля
ATX-совместимый блок питания компьютера для автомобиля
CasperДата: Пятница, 15.09.2017, 16:45 | Сообщение # 1
Системотехник
Группа: Администраторы
Сообщений: 195
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Offline
Схема блока питания форм-фактора ATX, при использовании автомобильной АКБ
В данной статье рассмотрена схема самодельного блока питания,
способного поддерживать работоспособность современных материнских плат
формата ATX и компьютерной периферии при использовании в качестве
источника энергии автомобильной аккумуляторной батареи +12В.
В основу конструкции легла схема, опубликованная на сайте http://carmp3.nm.ru. Однако указанный блок питания мог нормально работать только со старыми
M/B формата AT, поскольку вырабатывал лишь напряжения ±12В, +5В и сигнал
Power_Good. -5В требуется для некоторых плат на основе чипсетов nVidia
(старую ISA-спецификацию не рассматриваю в силу неактуальности), +3.3В
для нормальной работы процессора P4. Также был реализован механизм
расширенного управления питанием (теперь включать и выключать Б/П можно
удаленно, по сигналу с M/B)

Основу Б/П представляет ШИМ (TL494 или аналоги). Два полевых
MOSFET-транзистора коммутируют постоянное напряжение 12В с аккумулятора
на импульсный трансформатор TR1. Выходные напряжения снимаются с
вторичных обмоток, после выпрямления на полупериодных выпрямителях
D3-D12, после чего попадают на общий дроссель DR1 и на индивидуальные
L-фильтры DR2-DR6.
Стабилизируется только напряжение +5В, остальные – косвенно. Обратная связь стабилизатора получена от программируемого
источника опорного напряжения TL431, выходная часть схемы отвязана от
входной оптопарой PC817.
Включение Б/П в бортовую сеть, а также обработку сигнала PS_ON удаленного управления осуществляет схема
управления на транзисторах Q1-Q2 и реле RL1. Для уверенного срабатывания
реле возможно потребуется подобрать номиналы резисторов R1-R2.
Дежурное напряжение +5В_SB генерирует интегральный стабилизатор КР142ЕН5
(или импортный аналог 7805). Это напряжение есть всегда, пока клемма
подключена к аккумулятору, поэтому микросхема обязательно
устанавливается на теплоотвод.

Конструктивно Б/П выполнен на односторонней печатной плате размером 85х95мм, вид со стороны деталей приведен на рис.2.

Трансформатор мотается медным одножильным проводом в лаковой изоляции
диаметром 1 мм. в 2 нитки, т.е. суммарное сечение составило около 1.5
мм2. Феррит марки М2000НМ1-36 типоразмером 45х27х12. В качестве изоляции
обмоток применялась черная тряпичная изолента (лакоткани под рукой, как
назло, не оказалось). Порядок намотки следующий: на заизолированный
феррит плотно наматывается первичная обмотка двойным проводом в 2 косы
по 6 витков в каждой. Конец первой соединяется с началом второй, это
соединится с +12В АКБ (точка #3 на рис.2). Свободные концы этой обмотки
подсоединятся к транзисторам Q1 и Q2 (точки #1 и #2 на рис.2). Далее
наматывается слой изоляции, и укладываются вторичные обмотки. Вторичная
обмотка также симметричная, состоит из 2-х половин. Каждая из половин в
свою очередь состоит из 2-х отрезков в 8 и 6 витков. Обе половины
соединены свободными концами 2-х 6-ти витковых обмоток (земля или точна
#4 на рис.2). От стыков 8-ми и 6-ти витковых обмоток снимаются ±5В,
сделаны отводы (точки #7 и #8 на рис.2). Со свободных концов снимаем
±12В (точки #5 и #6 на рис.2). Обмотка для +3.3В мотается поверх, после
слоя изоляции. Она состоит из 2?7 витков (две половины, 7 витков в
каждой), средней частью соединена с землей (точна #4 на рис.2).
Свободные концы – к точкам #9 и #10 на рис.2. Все обмотки, естественно,
мотаются в одну сторону. Т.к. пропаять такой пучок толстых проводов
весьма сложно, выходы обмоток вместе с гибким монтажным проводом
обжимались медными гильзами.
Общий дроссель DR1 берется от компьютерного Б/П, DR2-DR6 – оттуда же. Диоды D3 D8, D11 D12, и D5 D6 – в
корпусе TO220 также выпаяны из компьютерного блока питания. Остальные
диоды выпрямителя – диоды Шотки на ток 5-7 А. Оптопара также извлечена
из того же Б/П, можно заменить на любую аналогичную.
Реле – любое на 12В и коммутируемый ток 20-40 А. Я взял реле из автомобильной
сигнализации. Диоды D1 и D2 также любые, лишь бы подходили по току.
Диоды, полевые транзисторы и интегральный стабилизатор устанавливаются
на радиатор через изолирующие прокладки. Величина тока срабатывания
защитного предохранителя подбирается экспериментально, исходя из
мощности имеющейся нагрузки. После отладки желательно залить всю схему в
компаунд или эпоксидную смолу с целью предотвращения коррозии и
механических повреждений Б/П.
 
Форум » Компьютерная ветка » Блоки питания » ATX-совместимый блок питания компьютера для автомобиля
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz