Пятница, 29.03.2024
Тюменский радиолюбительский сайт
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: mexanik, Serhio, 847  
Форум » Радиолюбительская ветка » Схемы для авто » Тахометр
Тахометр
mexanikДата: Вторник, 25.01.2011, 20:41 | Сообщение # 1
Радиолюбитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 306
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Ну что, приступим!
Я многословно обещал писать статьи и всё мазался, что нет времени. Вот шев отметил вчера день рожденье товарища, а я вроде как отладил железяку над которой трудился, и в итоге есть минутка написать статью.
Начну с того, что был (да теперь уже был) в нашей конторе автомобиль Toyota Corona Wagon 1991 г.в. Тот ещё агрегат с карбюраторным двигателем 3E объёмом ~1500 см3. Но не было в том автомобиле тахометра. Мелочь, а досадно. И решили мы исправить сие неудобство. В результате была собрана следующая схема.

Схема не претендует на идеальность и изящество, но она выполняет возложенную на неё функцию. Немного о принципе работе: Импульс с датчика Холла преобразованные в 12вольтовые уровни поступают на вход схемы именованный JP1. Кстати эти самые импульсы автомобиль преобразовывает сам и предоставляет в красивейшем виде в диагностической колодке, которая находится под капотом за левой (если смотреть из-за руля) стойкой. Имя контакта в колодке вроде ING, да там не ошибёшься, он один там большой и под резинкой, написано, что ни в коем случае нельзя этот контакт коротить на кузов, ну нельзя так нельзя. Эти импульсы вызывают прерывание INT1, в теле которого засекается значение таймера TIMER0 и сбрасывается на ноль. Тем самым мы имеем мгновенное значение времени между двух импульсов. Далее набираем 10 таких значений и берём среднее. Раз в 300 мСек выводим это значение, помноженное на коэффициент, на "дисплей". Собственно и вся арифметика. Коэффициент выводится из расчёта, что на 1 оборот коленчатого вала двигателя 4 импульса датчика Холла.
Вся схема запитывается от шины ACC автомобиля. Это, если кто не знает, такой проводок, напряжение на котором появляется только после поворота ключа. Если смотреть на схему, то этот самый ACC нужно подводить к контакту JP2, а кузов автомобиля на JP3.
В результате испытаний было много попыток "фильтровать" значения тахометра, ибо они то прыгали, то были не читаемым. Но в итоге то что получилось было оптимальным. Если будут предложения - вперёд, я только ЗА!
В конце концов всё работало, но было как-то скучно, когда двигатель не заведён. И приделали мы туда Вольтметр. Последний снимает значения с делителя на порту PC0 и считает среднее арифметическое по 20ти значениям. Когда показания тахометра 0 (двигатель не заведён) через 5 сек устройство переходит в режим отображения напряжения сети, до следующего включения двигателя. В коде модно найти преобразование показаний АЦП в вольты с точностью до 2х знаков после запятой. В виду того, что при пайке использовались дешёвые 10% резисторы, то разброс показаний был бешенный. В результате был внесён поправочный коэффициент, который опять же подобран был экспериментально с помощью китайского мультиметра.
После некоторой эксплуатации было выявлено, что яркость свечения индикаторов очень велика, и "бьет" по глазам в тёмное время суток. На что был добавлен ещё один контакт JP4 который был подсоединён к габаритам автомобиля. В результате при включении габаритов, яркость свечения приглушается в четверо (в 4 раза), что было подобрано экспериментально.
Вот вроде и всё. Ах да! При подаче питания на устройство оно отображает что-то близкое к надписи ВОВА (Так звать нашего водилу) и прогоняет в виде бегущей строки последовательность от 0 до 9 дабы протестировать дисплей и устройство в щелом.
В процессе разработки было создано 2 схемы, одна отладочная настольная, и в итоге чистовик, с геометрией под врезку в штатную приборную панель. Оба варианта прилагаются к статье. В последнем можно узреть контакт JP5 непонятного назначения. Разъясняю. Это For Future Use, а именно под какую-нить кнопку. Прошивку переписать пол беды, а кнопку потом делать напряжно, вот и заложил сразу.
Так же хочу обратить ваше внимание на отсутствие внутрисхемного программирования. Это означает, что прошивайте проц либо до пайки, либо паяйте кроватку, а в неё проц.
К сожалению я не могу приложить к статье ни одной фотографии готового устройства, ибо машину продали вместе с устройством. Но выглядело я вам скажу зашибательски. Было аккуратно вырезано окошко в приборной панели чуть выше индикаторов уровня топлива и температуры двигателя размером ровно на 4 циферки 7ми сегментного индикатора. Был подобран в фотошопе цвет панели и на цветном лазерном принтере на самоклеющейся прозрачной плёнке напечатан светофильтр такого цвета, в последствии наклеенный на индикаторы. В результате при выключенных индикаторах они были практически не видны и "окошко" сливалось с фоном панели. Но при включении видны были только светящиеся сегменты.
Напоминаю, что данное устройство разрабатывалось под автомобиль Toyota c Карбюраторным двигателем. Но в процессе разработки на чём тока не проверялось. А именно:
Toyota Cotona Premio 1998 г.в. - работало идеально, разве что покащания были ровно в 2 раза меньше с реальными (на этой машине есть штатный тахометр и было с чем сравнивать)
Nissan Pulsar чёрт знает какого года выпуска. Работало.
ВАЗ 21083 подключалось к выводу катушки зажигания. Работало.
печатная плата скачать
прошивка скачать
Прикрепления: 7470224.gif (14.4 Kb)


 
Форум » Радиолюбительская ветка » Схемы для авто » Тахометр
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz